Группа "Центральный Гacтpоном" давно требует статьи, объясняющей
некоторые стороны ее творчества. Tворчество её при кaжущейся сумбуpности и
эклектичности, тем не менее подчиняется некоторым определенным концепциям.
Правда, подобная статья в недалеком прошлом уже была написана но она имела
отношениe к некоему О .Гавриленко, в результате чего и сгинула. Он ее просто
потерял. Гавриленко вообще часто теряет различные нужные вещи. Например, он
потерял свой паспорт. Это не считая ключей, плёнок, книжек, зачетных книжек
и т.д. А хoрошая была статья, краткая, точная, интересная по cвoeй форме и
содержанию. Правда, Гавриленко после её пропажи стал говорить, чтo cтaтья
была плохая, но это вполне понятно.
Статья строилась следующим образом. Вначале шёл псевдоним (О.Гаврила), затем
название, затем эпиграф («Клуб говняных человечков» или что сказал Aуpoбиндо
Хош перед смертью. Шaпа»).
Далее шло серьёзное описание, разбавленное юмористическими отступлениями (довольно
удачными). Там даже содержались некоторые интересные мысли, например насчет
того, что с фонетической точки зрения более правильно произносить название
как [цэхэ].
Рассказывалось о появлении группы, о том, что в доме, где пpоисходили самые
первые репетиции и зaписи, затем откpыли магазин "Центральный гастроном».
Peчь шла от лица Гаврилы, что позволило автору как бы посмотpeть со стороны
на со6ственное творчество и быть более объективным.
Но читатель об этом не знал и действительно думал, что работа принадлежит
Гавриле. Начавшись с простых анекдотов из жизни, интеллeктуальное напряжение
все более и более возрастало, появлялись новые и новые теpмины, идеи и постепенноУсложнялись
до тех пор, пока читатель не зanyтывался и не начинал пoдозревать неладное.
Появлялись схемы. rpaфики. Нaпример, вот схема проникновения мыслей в человека.
И только под самый конец читатель уже точно понимал, что ему действительно
е6ут мозг.
Далее следова:ла сноска, сообщавшая о том, что статья была нaписана Гаврилой
по обкурке.
И тогда все сразу вставало на свои места. Читатель понимал, что по мере обкурки
Гаврила нес все бoльший и больший бред. Заканчивалась статья цитатой из речи
«схизофреника».
Гавриленко по-настоящему статья настолько понравилась, что он написал продолжение.
Но останавливаться на нем по понятным npичинам не стоит. Единственной достойной
мыслью здесь было: «Да... (длит. пауза) молод ты Олега и глуп".
Вот таким образом и исчезла статья ныне так необходимая, а также дискография
и приложение "Пойте сами, пойте с нами".
Статья о группе "Центральный Гастроном" №2
Гpyппa «Центральный Гастроном» давно нуждается в статье с подробным
описанием концепций и принципов творчества, т.к. данное творчество воспринимается
иногда очень однобоко. Доходит даже до того, что слушатели не замечая иронии
и самоиронии, присущей песням группы составляют неверное представление о ней.
Ирония, конечно, вещь такая, что глупый человек еe и не заметит. Но дело в
том, что слyшатель, не замечая некоторой отстраненности авторов от того, что
пишется, относит собственную глупость на счет этих caмых авторов и, бывает
даже, перестает здороваться с ними за руку, считая их в свою очередь, людьми
глупыми. С другой стороны это правильно т.к. они таковыми и являются. Целью
статьи и является прояснить этот вопрос.
Таковых статей уже и было написанo достаточно многo, чтобы выяснить, но к
несчастью все их преследовал злой pок, начисто опровергая тезис, что рукописи
не горят. Нa практике оказался верен тезис, что лучшие гибнут в первых рядax.
Всего было написано oколо семи статей по этому поводу. Статья №1 (предположительно)
была пущена г.* Симмонсом на самокрутки, статья №2 утеряна где-то дома, стaтья
№3 украдена в Университете, №4 (предпол.) использована в техн. целях, №5 утеряна,
№6 пущена на растопку, №7 утepянa (или украдена) в троллейбусе. Это делает
написание дальнейших статей невозможным, т.к. практически все вопpoсы уже
были рассмотрены, а что там было написано я уже не помню. А я мог и спиздеть
и если какая из них и найдется, то я могу быть уличенным во лжи, чего бы мне
кpaйнe не хотелось. Остается либо описывать творческие планы, либо описывать
наиболее общие принципы, куда содержание предыдущих статей наверняка впишется**.
Некоторые методы сочинения
poк-текстов.
К рок-текстам, как известно, требования применяются несколько другие, чем
к простым стихам. Следовательно, и методы сочинения их несколько другие. Если
рок-музыка твopчecтво коллективное, значит и рок-текст должен быть создан
твopчеством коллективным.
Споcоб №1, т.н. "буриме", что заключается в следующем: члены рок-ансамбля
берут листок бумаги и записывают каждый по строчке. Затем готовый текст зачитывается.
Возможны варианты, с закрыванием предыдущего содержания, или с открыванием,
но по художественным достоинствам они примерно равноценны. Таким образом сочинены,
например, тексты в песнях «На кладбище висит табличка", "Резиновая
Зина", "Колючая жопа" и др.
Данные методы хороши в случаях спонтанного, импpoвизaционного творчества,
когда песня сочиняется тут же, на месте репетиции или записи. При кажущейся
бессмысленности текст, тем не менее, ухватывает некое общее настроение и естественно
соединяется с музыкой в целое. При желании способ №1 можно подвергнуть дополнительной
литературной обработке.
Способ №2 «квадратно-гнездовой» или «морфологический» по другой классификации.
Небольшое отcтyпление: в этом и нижеследующих способах за основу берется уже
готовое написанное каким-нибудь дpугим автором, стихотворепие. В настоящее
время происходят споры, считать ли эти пpoизведения плагиатом или нет.
Во-первых, исходный материал изменяется до неузнаваемости кроме разве что
отдельных мeтaфop, и узнать его практически невозможно. Изменяется смысл произведения,
возникают новые неожиданные образы. Во-вторых, стихов написано так много,
что все тeмы практически исчерпаны. И в-третьих, вся поэзия без исключения
является метафорой фразы «Я тебя люблю". Всякий поэт является в таком
случае плагиатором, так как пользуется художественными открытиями, сделанными
ранее. Так что, видимо, нет особого злодейства, если эти связи будут более
прямыми и короткими.
Теперь собственно о способе. Изобретателем его считается В. Кочнев. Способ
заключается в перестановке, перемещении поэтических строк. Могут также смешиваться
строки из разных стихотворений. В результате могут получиться неожиданно сильные,
сюрреалистические образы. Например:
Галактических выселок медвежий угол.
Свeтa край был задуман как кpaй болотный
Знаем точно, живем не хуже,
Разбавляем соляркой живую воду
По ночам движок зажигаем в не6е
Но болота нынче кому преграда
Как у пpoчих умных людей кто ближе к богу
В чащу ходим на тракторе за грибами
Носим часто наряд огромных пугал
Как нагрянет дождик слабокислотный
Черных дырок сверхновых и мы не вчуже
Чтобы наша трехверстка легла в колоду
Может дать представление о ширпотребе?
Но защелкают пыльные листья сaдa
Мы посильно готовимся к эпилогу
У прогpeсса не путаясь под ногами.
Текст сочинен на основе произведений советских поэтов сер. 70-x гг. об оосвоении
Сибири, Якутии и строительстве БАМа. Некоторое влияние этой тематики заметно,
но текст таковым не является и npедставляет собой некий субстрат, причем представляющий
события в истинном свете. А с другой стороны. это совершенно новое, иное произведение.
Способ №З. "Синонимический". 3аключается в том, что делается как
бы перевод стихотворения из одного размера в другой, стих просто пересочиняется
другими словами. Естественно, что слабые места выбрасываются, а понравившиеся
остаются. Происходит как бы внутренняя критичeская деятельность, сходная с
той, которая происходит при обычном сочинении стихотворения. Например: исходный
материал стих "Смерть собаки"
Кaкaя, огромная давит на сердце вина.
Квартира пуста, и чиста нежилой чистотой.
Очнуться б скорее от этого жуткого сна
Лохматую морду опять ощутить под рукой ... и т. д.
текст "Собачья смерть"
В объемах квартиры летает как муха вина
Собаках издохла над миской с холодной водой
Хорошая очень собака при жизни была
Схватить 6ы за сраку и пнуть бы с размаху нoгой
В объёмах квартиры летает cобачья душа
А если зайдет кто, не спрятать ее мне нигде
Свалюсь возле миски и буду лежать не дыша
Не в силах противиться этой ужасной беде
Как видим, инфантилизм исходного стихотворения сменился естественным живым
человечeским чувством раздражения. (Замечу, что Борис Гребенщиков тоже использует
подобный способ в своем творчестве. Вместо «Возьми меня к реке / Еби меня
в воде» у «Talking heads», он поет: «Возьми меня к реке, / Положи меня в воду».
Обработка сразу заметна, матерные слова выброшены и т.д.)
Способ №4 изобретен И. Емельяновым и назван им "синтаксическим» заключается
в подстановке неожиданного рефрена, в корне изменяющего смысл песни.
Способ еще толком не разра6отaн и сказать о нем ничего не могу. Использовался
в песне «Как пойду я на далекий косогор". Сентиментальное описание ночной
прогулки прерывается воплем "Aй-люли / Нарвались на пиздюли".
Способ №5 "Koдовo-ассоциативный". Наиболее трудоемкий и кропотливый,
но дающий вepный результат. Берется любое стихотворение и кaждое слово (именное)
npeвращается в код к которому на основе ассоциаций подбирaeтся несколько существитeльных
и глarолов. На основе этого ассоциативного ряда составляются стихотворные
строчки. Естественно. 6aнaльныe и невыразительные асслциации отбрасываются.
В качестве исходноrо материала взят отрывок из поэмы великого pyccкoгo поэтa
А.С. Пушкина «Кавказский пленник»
…Когда кинжал измены х.ладной,
Коrда любви тяжелый сон
Meня терзали и мертвили,
Я близ тебя еще спокойство находил
Я сердцем отдыхал, дpyг дpyra мы любили,
И бури надо мной свирепство утомили
Я в мирной пристани богов 6лarословил...
Текст получился такой:
Как уж вертя своим холодным телом,
Измену чуя, всех грозил порвать.
Зимой бесснежной в проруби плыл лед. Хотелось
Нaдeятьcя, cтpaдaть и ревновать,
Казалось, сбросить тяжесть с плеч,
Что радость вот, снотворное согревшее.
Теперь дурдом, болезни и 6ессонница,
Мучительное оживленье омертвевшего.
Вот 6лизко запах радости и 6er,
Дурман покоя, ё6ля, сны другие
Как страх с пoxмeлия упасть на пеpвый снer,
3а сиськи мацать девку – ностальгию.
И веет буревестник как кошмар,
Несет чугyн, от неудобства мopщась,
Желая спать, он как всеrда устал,
А мир живет из будущеrо в пpошлом.
Вот тaкoй способ, но естественно этими спосо6ами всё нe исчeрпывется, как
и не исчерпывает эта статья всего размаха "Центрaльного Гастронома".
3десь даны некоторые моменты, может, кому-то и небезынтересные.
По замыслу aвтоpa, здесь ещё должен быть опубликован разработанный Гаврилой
план «прoмежуточного» aльбома, но тот, к сожалению, находится у оного, и он
eгo, кажется, тоже потерял. Но, может 6ыть, ещё не всё, потеряно и план будет
когда-нибудь опубликован.
В. Медведев
Шапа
Гаврила
Группа "Центральный гастроном"
Гаврила и Джагер
Схема проникновения мыслей в человека
свет разума
Погибшая кошка Гаврилы
Емельянов