СЦЕНАРИЙ РАДИОПЕРЕДАЧИ

526.41

 

 

В сентябре 1992 года, когда радиостанция «Диполь-патруль» начинала набирать свои обороты, группа «Центральный гастроном» написала этот сценарий, и даже записала саму передачу на магнитную плёнку.
Однако по техническим причинам передача эта так в эфир и не вышла. И, теперь, дабы не дать хорошему кануть в лету, мы публикуем сценарий этой передачи.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:


Звучит музыкальное сопровождение (ЗМС) - песня "О, Вассыл Элан".


И. Е. - В эфире радиоприложение к журналу «Чернозем», - 526.41.
Д.К. - Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В этот замечательный день впервые выходит в эфир наша передача. Она предназначена в основном для людей творческих и для всех сочувствующих творческим людям. В этой программе мы решили взять на себя роль подопытных кроликов. С одним отличием от настоящих животных в том, что опыты мы будем проводить над собой сами. Естественно, что это будут опыты творчества.

«Летая по волнам эфира" – звучит песня.

И.Е. - Это был живой образец творчества группы «Центральный Гастроном». В этой песне не затрагиваются проблемы современной российской молодёжи, такие как алкоголизм и наркомания, гомосексуализм и проституция, преступность и бездуховность, падение и опошление нравственных ценностей.

(3МС – песня «Дорога»)

Зато в ней подняты вопросы, о которых мы поговорим ниже.
И.Е. - К вопросу о земле, приватизации, коммерции, учредительном собрании, новой экономической политике мы относимся более или менее равнодушно. А вот дети не дают успокоиться нашим сердцам. Потому что из этих цветов жизни вырастают такие плоды! Мы решили внести посильную лепту в дело воспитания подрастающего поколения. Наши ближайшие планы: выпускать различные программы для детей, например, инсценировки сказок…
Д.К. – Закономерно ли теперешнее состояние нашего общества и нашей" страны? Обоснованно ли оно исторически? На этот счёт существует особое мнение.

Звучит монолог Чаадаева.

Д.К. - Вы прослушали отрывки из философских писем образованнейшего человека своего времени А.А. Чаадаева.

3вучит песня «Я пошёл посмотреть...»

(рубрика «Как сочинить песню» идёт под музыку с Валериной катушки).


И. Е. - А сейчас мы открываем рубрику "Как сочинить песню?" Этот раздел, возможно, напомнит вам всевозможные советы по приготовлению пиши, постройке домашней утвари и способы воспитания детей. Так оно и есть! Мы хотим дать вам конкретный рецепт приготовления песни.

И.Е. - В наше время музыка, песни и прочие проявления культуры не имеют под собой основы духовных устремлений, пламенного порыве и утонченного чувства любви, т. е. тех вещей, без которых истинное искусство не существует. Таким образом, получается, что сочинение песен это отнюдь не дело избранных и одаренных, гениев и талантов, а дело всех и каждого.
Так как же при отсутствии таланта и каких-либо композиторских способностей сочинить песню? Очень просто.
Начнём с текста. Кто из нас в годы своей юности не сочинял стихов? Я думаю, в нашей стране таких нет. А даже если и есть, то не надо огорчаться. Конечно же, те кто сочинял раньше стихи находятся в более выгодном положении. Они свободны выбирать и тематику и проблематику 6удущей песни. Тот же кто не может состряпать и простой рифмы могут воспользоваться нашим рецептом. Способ прост. Нужно обзавестись томиком стихов любого поэта. Например, А.С. Пушкина. Помните стихотворение «Няне»:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь.
Tоскa, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Посмотрим, что может из этого получится. Для этого все строчки стихотворения переставляются в самом разнообразном порядке, и вы, новоявленный автор, смотрите - какая из этих перестановок вам больше по вкусу или даже по душе. Вновь возникшие сочетания строчек могут вызвать у вас определённую ассоциацию. В соответствии с этим строки можно расположить в таком порядке, чтобы, эта ассоциация превратилась в основную идею вашего нового творения. Некоторые слова, которые не вписываются в контекст новорожденного творения, можно выкинуть или заменить другими, более вам нравящимися. Из стихотворения "Няне", таким образом, можно получить стихотворение под названием «Тоска».

Одна в глуши лесов сосновых
Глядишь в забитые вороты,
Подруга дней моих суровых
Тоска - предчувствие заботы
Давно, давно ты ждёшь меня
Старуха дряхлая моя
В твоих наморщенных руках
Горюю будто на часах
Ты под окном моей светлицы
Теснишь мою всечасно грудь
И медлят поминутно спицы
На чёрный отдалённый путь.

Естественно, что пунктуация в нём - это ваше личное дело. Итак! Текст готов!


Пауза, сопровождаемая своеобразном музыкой с Валериной катушки.


Готов и у тех, кто сам пишет стихи, и у тех, кто этому только что научился. Теперь дело за музыкой. Строить из этого проблему просто смешно. музыку можно, во-первых, «содрать», во-вторых, заказать, в-третьих, изобретать, и в-четвёртых, - сочинить. Выбирайте любой из этих способов. Мы же детально прокомментируем последний, т. к. три предыдущих и так понятны.
Четвёртый способ – сочинятъ. Для этого нужно, взять любой музыкальный инструмент, и извлечь из него наугад три-четыре звука. Желательно, чтобы клавиши или лады находились не слишком далеко друг от друга, а то петь потом будет тяжело. Если это гитара, то это будут основные тона ваших аккордов. Теперь данную последовательность нужно сыграть в определённом ритме несколько раз.

Пауза, сопровождаемая своеобразной музыкой с Валериной катушки.

Вот и готова музыка, пусть не Бетховена, пусть музыка племени мумбо-юмбо, но главное, что музыка, и главное, что ваша. Теперь осталось только положить текст на музыку и петь. вот и готов костяк песни. А это самое главное. Аранжировкой пусть занимаются профессионалы - это их дело.
Вот вы и сочинили первую в своей жизни песню,- относитесь к ней бережно, не давайте над нею смеяться, а особенно ревностно охраняйте свои авторские права. А эта песня отныне принадлежит группе «Центральный гастроном».

Звучит песня «Старуха».

 

Чтецы: Игорь Емельянов (И.Е.), Димон Колоколов (Д.К.)
И.Е. - Программа 526.41 открывает философский уголок. В студии присутствуют: Игорь Емельянов, Дмитрий Колоколов, Валерий Кочнев. За пультом - Владимир Медведев.

ФИЛОСОФСКИЙ УГОЛОК

Широка Тюмень моя родная
Много в ней лесов полей и рек
И другого города не знаю
Где так странно жил бы человек

И.Е. – Валерий, издавна Тюмень называют то воротами Сибири, то черной жемчужиной Сибири, а многие и проще, Тюмень - столица деревень. Что ты думаешь по поводу этих формулировок?
В7 - Ну знаете, по поводу этих формулировок можно сказать очень многое. Дело в том, что жизнь в нашем городе скончалась уже давно. Судите сами: ворота есть, жемчужина есть, а жизни - нет. Парадокс сплошной.
И.Е. - А почему, Валера, нет жизни?
В7 - Ну знаете, у жизни есть масса признаков. Одним из таких определяющих признаков является культура. Что такое культура мы говорить не будем. Культура есть культура. Опустим этот вопрос.
И.Е. – Дa, опустим этот вопрос.
В7 - Но дело в том, что когда жизни нет, приходится ее имитировать, чтобы она яко6ы существовала. Если культура есть признак жизни, значит надо имитировать культуру. А никто не знает что это такое. Дело в том, что здесь, как в любом уважающем себя городе, есть большая куча дерьма. Всего одна. В больших городах их несколько. Они конкурируют, соперничают друг с другом. Между ними можно как-то затеряться. Ну, а здесь нельзя. Мы все одна большая куча. Мы все друг друга знаем. Начиная алкоголиком и кончая милиционером.
И.Е. - Валера, а откуда эта куча дерьма взялась?
В7 - Ха! Как откуда? Если жизни нет, а куча дерьма есть, значит здесь кто-то жил.
Д.К. - Значит, кто-то её наделал?
В7 - Да. Это благодатная удобренная почва своего рода. Хотя вся Тюмень стоит на болотах. Большая проблема. Когда-то здесь жили татары. Потом пришёл Ермак со своими стрельцами. И что они сделали? Они согнали татар и начали строить своё городище. Весь город стоит на болотах. Каждое лето поднимаются грунтовые воды. Кошмар какой.
Д.К. - А не связана ли куча с тем, что она находится на болотах?
В7 - Конечно! своего рода да. Многие приезжие утверждают, что чувствуют себя здесь совершенно невыносимо, даже Ник Рокнролл сказал, что здесь он чувствует себя не в своей тарелке. Да, Ник, ответил я ему, - как только ты чувствуешь себя не в своей тарелке - это значит, что ты уже пустил корни. И ещё один интересный феномен, присутствие странной болезни - начисто отшибает память.
И.Е. - У всех?
В7 - А почти поголовно у всех. Проверьте себя иной раз.
Д.К. - Ты хочешь сказать, что люди в городе лишены памяти напрочь?
В7 - Практически так. Ха-ха! ты можешь помнить что ты хотел сделать, когда хотел, а вот с какой силой, зачем, и что этому собственно предшествовало, никто не помнит, убей бог… Кстати, вот тут и возникает проблема субкультуры. Нашей тюменской субкультуры.
И.Е. – Валера, а можно ли вылезти из этой кучи дерьма? Я не говорю о переезде в другой город, где этих куч много и можно шнырять между ними. А может быть, можно как-то возвыситься над ней?
В7 - Да, приходится искать точку опоры в себе, в самой середине своей сущности. А что делать? Вот и возникает страшный феномен нашей субкультуры. В этом болоте, в этом дерьме и появляются разные ИПВ, ЦГ, ШИЗО, Мёртвый Ты и т.д., разные группы.
И.Е. - Очень интересный подход к проблеме. А есть ли другое мнение насчёт нашего города? Не всегда же ты считал, что наш город это куча дерьма, ведь были же годы юности, когда хотелось любить, прыгать в небеса, уйти в леса.
В7 - Не только в леса и в небеса, а к звёздам. Я даже, представляете, в детстве хотел быть космонавтом. А сейчас спросите у любого маленького мальчика или маленькой девочки - вы хотите быть космонавтом? Сейчас никто не хочет быть космонавтом.
Вообразите себе такую маленькую картинку. Кабинет. В нём сидит врач - психиатр. Перед ним - пациент. В одной руке у врача стамеска, в другой - долото. И он говорит: «Молодой человек, дорогой товарищ. Вам срочно нужно делать операцию. Прямо сейчас, не сходя с места. У вас своеобразная патология левого полушария мозга. Будем прямо сейчас? – Да, прямо сейчас.» - А сзади на стене висит плакат с проблемной статьей «Почему у нас никто не хочет быть космонавтом?» (смех)
И.Е. - Ничего не понял, честно говоря.
В7 - В том-то и вся суть.
И.Е. - Валера, как ты считаешь, космонавты - это те люди, которые выросли в куче дерьма или в тяге к звёздам?
Д.К. - Надо заметить, что среди тюменцев нет космонавтов.
В7 – Конечно. Этим и всё объясняется.
И.Е. - Время передачи у нас ограничено. Поэтому мы благодарим тебя, Валера, за очень полные и интересные ответы на наши вопросы. Если у тебя появятся свежие, мысли насчёт куч дерьма, может быть рек мочи…
В7 - Насчёт дождичков всяких…
И.Е. - Заходи к нам в студию, мы с удовольствием тебя выслушаем.
В7 - Спасибо, обязательно зайду.

 

Собеседник: Валера Кочнев (В7).

 

Д.К. - Итак,песни сочинены. Осталось сделать так, чтобы они зазвучали из динамиков друзей и знакомых, короче, зафиксировать их на магнитной плёнке

РУБРИКА "ИЗБА"

для начала хотя бы. Сейчас многие молодые музыкальные коллективы жалуются на отсутствие возможностей для творчества,- и не мудрено, все стоит больших денег. А если к тому же нет нужных связей то вообще труба-дело.

(соляки из песни «Верь в свои силы»)

С этой проблемой группа «Центральный Гастроном» справляется по-своему, на своей сборной аппаратуре в самых различных местах. Одним из таких мест была изба по ул. Ямальской, снимаемая в течении многих месяцев 1991-92 годов парнем по имени Олега, которого все звали Гаврилой.

(отрывок из песни «Ты помнишь, Олега»

Изба была построена в прошлом веке горожанином Матвеем Лопуховым для своей вдовой тетки. От нее перешла к каким-то дальним родственникам. А в восьмидесятые годы нашего века бабушка, за которой изба теперь числилась, стала сдавать eе в наем. Например, в ней жил некоторое время небезызвестный ПолПот (Александр Пушкин) с женой… от него изба и досталась Гавриле.

(соляка из песни «Ночка тёмная была»)

Изба к этому времени практически на две трети сидела в земле, убогий огородец давно не плодоносил, а печь во многих местах местах была треснута. Гаврилу это нисколько не смутило, он, с помощью Игоря Емельянова подправил ступеньки крыльца, которые теперь спускались вниз, трещины в печке заткнул глиной и ватой, изрисовал стены зелёным и выплачивая бабушке по 30 рублей за месяц на три месяца вперёд, зажил там, благо его собственный многоэтажный дом, в котором, кстати, помещается магазин «Центральный Гастроном», стоял неподалёку.
Прежде чем продолжать нашу историю, предлагаем послушать одну из песен, записанных в этой избе.

(звучит песня «Стремительная ватага»)

Итак, Гаврила снимал избу. Не будет преувеличением сказать, что до того времени, как изба стала творческой мастерской группы «ЦГ», она была чем угодно, вернее, всем, во что способна превратить помещение жизнеобильная юность.

(звучит песня «девчоночка»)

Однако с той поры, когда Гаврила - также косвенный член группы «ЦГ» предоставил избу для более полезной её реализации, была достигнута договоренность об ограничении численности посетителей членами группы, которая соблюдалась некоторое время, скорее всего до вечера следующего дня.
Это теперь сложно сказать, кто из сотен наших общих знакомых там не был и хоть раз не пьянствовал, а тогда казалось, что группа нашла себе место для творчества, где никто наконец-то не мешает. В подтверждение этого можете послушать ещё одну песню из того же репертуара.

(звучит песня «хаос»)

Словом, благодаря добытым дровам, и несмотря на запреты, Изба использовалась всю осень и зиму кем угодно и для чего угодно и оставила неизгладимый след в душах всех, кто с ней соприкасался, послужила искусству и культуре и с честью окончила свой век - 23 марта 1992 года была снесена неизвестными мужиками с бульдозером.
Вот вам показательный пример реализации идей и талантов…

 

 
сжатая информация (записана на 9 скорости, воспр. на 19)

ПРОЩАНИЕ

И.Е. – Итак, наша передача подошла к концу. Вы услышали массу интересной и поучительной информации, а также методику сочинения песен. И теперь мы о6ъявляем конкурс на лучшее сочинение песен предложенным нами квадратно-гнездовым способом. Свои письма и песни приносите/присылайте в студию ТРТР. Всего хорошего, друзья.

Сценарий написан в сентябре 1992 г.

 

 

Содержание ЧЕРНОЗЕМ№5


Hosted by uCoz